Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 53"
город Рязань
  • Вопросы и ответы

    Как можно посмотреть оценки и домашнее задание в электронном дневнике?

    С 1 ноября 2015 года предоставление информации о текущей успеваемости обучащегося, ведение дневника и журнала успеваемости будет осуществляться на портале https://www.gosuslugi.ru/58997/3/info Для получения данной информации необходимо зарегистрироваться на портале http://www.gosuslugi.ru/.

    При возникновении проблем с доступом к журналу просим обращаться к классному руководителю.

    База данных электронного журнала на Портале системы образования г. Нижневартовска обновляется в 14.00 и 16.30 ежедневно. На портале госуслуг база ЭКЖ обновляется раз в неделю, в пятницу в 2.00. Возможны сбои в предоставлении услуг, так как идет тестирование и доработка системы.

    Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?

    В 1 классе обучение действительно безотметочное, т.к. ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.

    В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.

     Какие причины пропусков несовершеннолетними занятий в образовательных организациях признаются уважительными?

    В разделе 1 Методических рекомендаций по совершенствованию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях (направлены письмом Минпросвещения России от 20 августа 2020 г. N 07-4977) содержится описание уважительных и неуважительных причин пропуска учебных занятий.

    Уважительными причинами пропусков несовершеннолетними занятий в образовательных организациях признаются обстоятельства, объективно препятствующие посещению несовершеннолетними учебных занятий в образовательных организациях:

    состояние здоровья (при наличии подтверждающего документа из медицинской организации),

    семейные обстоятельства (при наличии заявления родителей (законных представителей) о необходимости пропусков учебных занятий ребенком и подтверждении обязательств о принятии ими мер по продолжению освоения несовершеннолетним образовательных программ в период его отсутствия в образовательной организации),

    участие в спортивных, массовых, оздоровительных и иных мероприятиях (при наличии документов, подтверждающих участие),

    иные, установленные локальными нормативными актами образовательной организации.

    Неуважительными причинами пропусков несовершеннолетними занятий в образовательных организациях признаются:

    обстоятельства личного характера (отсутствие интереса к обучению, девиантное, антиобщественное и противоправное поведение, низкая успеваемость (неосвоение образовательных программ) и иные),

    неофициальное трудоустройство,

    наличие неразрешенной конфликтной ситуации с другими несовершеннолетними обучающимися (травля), педагогами,

    иные причины, установленные локальными нормативными актами образовательной организации либо признанные таковыми коллегиальным органом, структурным подразделением, наделенным образовательной организацией соответствующими полномочиями в указанной сфере.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Является ли правомерной реализация образовательных программ с применением электронного обучения дистанционных образовательных технологий без письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся?

     

    Действующее образовательное законодательство не содержит норм, обязывающих организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий получать согласие обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся на применение данных технологий в письменной форме.

    Пунктом 4 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 (действует до 1 сентября 2023 года), закреплена только лишь обязанность образовательных организаций по предоставлению информации о применении данных технологий для участников образовательных отношений.

    В связи с этим считаем, что образовательная организация в целях предоставления обучающемуся возможности реализации им права на образование путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории должна получить только письменный отказ от формы дистанционного обучения.

    Таким образом, реализация образовательных программ с применением электронного обучения дистанционных образовательных технологий без письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся не противоречит положениям действующего образовательного законодательства.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Нужна ли отметка за курс "Индивидуальный проект"?

    Обязательно нужна! Начиная с 2021 г. эту отметку фиксируют в аттестате выпускника средней (старшей) школы.
    Соответствующая рекомендация была "озвучена" письмом Министерства просвещения РФ от 5 февраля 2021 г. N ВБ-135/03 "О заполнении и выдаче аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020-2021 учебном году".
    Отметка за курс "Индивидуальный проект" выставляется в аттестат по общему порядку заполнения и выдачи аттестатов, который утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 01.04. 2022 г. № 196 «О внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 546».

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Мой ребенок Милана учится во 2Д классе. И нам тяжело учиться в классе, мы не справляемся с программой и нагрузкой учителя . У нас начались неврологические заболевания (тикозное состояние), что провоцирует большая нагрузка учителя. Обращаюсь к вам с просьбой перевести нас в другой класс попроще с программой. Не могу с вами лично встретиться, так как мне не говорят. Администрация школы когда вы бываете на месте и какие у вас часы. Очень прошу у вас помощи. И надеюсь на понимание Ваше.

    Администрация МБОУ "Школа № 53" на Ваше обращение сообщает следующее:

    - График приема директора размещен в открытом доступе на сайте школы.

    - По Вашей просьбе приглашаем Вас к директору во вторник, 19 декабря 2023 года, в 14.00ч.

    Почему я не могу входить в электронный дневник, как и прежде, по имени и паролю?

    На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. № 1516 вход должен быть обеспечен через портал государственных услуг.

    Я не хочу предоставлять свой СНИЛС. Могу ли я отказаться? Как я могу получать сведения об обучении своего ребенка?

    Да, вы можете отказаться. В этом случае школа не сможет вам предоставить доступ к электронному дневнику. Вы сможете получать всю информацию в бумажном виде. Вы можете обратиться по этому вопросу к классному руководителю, директору школы.

    Я все сделала как было написано в инструкции, но все равно не имею доступу к электронному дневнику. Куда мне обратиться?

    Вам необходимо обратиться к классному руководителю.

    У меня заполнен СНИЛС на Госуслугах. Зачем я должен предоставлять его для ГИС «Электронное образование Рязанской области»?

    Логика авторизации через портал Госуслуг такова, что поиск пользователя в ГИС «Электронное образование Рязанской области» осуществляется по СНИЛС, который введен на портале Госуслуг. Если такой СНИЛС в ГИС «Электронное образование Рязанской области» отсутствует, то и доступ не может быть предоставлен.

    Может ли ребенок пойди в 1 класс, если ему не исполнилось 6,5 лет на 1 сентября?

    Решение вопроса о зачислении в 1 класс в более раннем возрасте (ребенку менее 6 лет и 6 месяцев) или в возрасте старше 8 лет принимает образовательная организация решением школьного медико-педагогического консилиума.

    Может ли бабушка записать ребенка в 1 класс?

    Нет. Заявление в школу подается закоными представителями ребенка. Бабушка может записать ребенка в школу, если у нее есть доверенность от родителей, заверенная натариусом.

    Возможно ли перевести ребенка из одной школы в другую без наличия прописки/регистрации?

    В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884, Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009).

    Согласно пункту 2 вышеназванных Правил, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений.

    В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и подпунктом 4.2.21 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884, Минпросвещения России издан приказ от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – Порядок), которым с 22 сентября 2020 года были введены в действие новые правила приема граждан Российской Федерации на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

    Положения пункта 1 части 1 статьи 34 Закона об образовании предоставляют обучающимся академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет. До получения основного общего образования или до достижения указанного возраста такие права на основании пункта 1 части 3 статьи 44 данного Закона принадлежат их родителям (законным представителям).

    Пунктами 22, 23, 24, 26, 29 Порядка предусмотрено, что поступление ребенка в соответствующую образовательную организацию сопровождается представлением заявления о поступлении и прилагаемых к нему документов, которые регистрируются в журнале приема заявлений.

    Предъявление поименованных в пункте 26 Порядка документов, в том числе свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, имеет своей целью определение круга детей, указанных в пунктах 9, 10 и 12 Порядка, а также проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация, для зачисления в первый класс в период с 1 апреля текущего года по 30 июня текущего года. Требование представления документов, подтверждающих проживание на закрепленной территории, является необходимой организационной мерой, направленной на обеспечение территориальной доступности соответствующих образовательных организаций для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня. В связи с этим необходимые для приема на обучение ребенка в общеобразовательную организацию копия документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справка о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства, предусмотренные пунктом 26 Порядка, предоставляются родителем(лями) (законным(ыми) представителем (лями) ребенка или поступающим в общеобразовательную организацию только в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории, или в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования.

    В силу части 4 статьи 67 Закона об образовании в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой же статьи и статьей 88 названного федерального закона. Аналогичная норма полностью воспроизведена и в пункте 15 Порядка. При этом утвержденный Порядок не содержит нормативных положений, регламентирующих основания отказа в приеме в образовательную организацию.

    Таким образом, отсутствие документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    В конце августа месяца переезжаем в район, где ваша школа. Возможно ли в вашу школу отдать ребёнка в 3-й класс?
    На сегодняшний день свободных мест в 3-й класс нет.
    Когда начинается запись на подготовку к школе? В первый класс ребенку в 2024 году.
    Собрание родителей будущих первоклассников состоится в начале октября 2023 года. Объявление о времени и месте проведения собрания будет размещено на сайте нашей школы.

     Имеет ли право организация дополнительного образования требовать от родителя предоставлять справку об отсутствии у ребёнка медицинских противопоказаний к занятиям физкультурой?

    В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации.

    Согласно пункту 2 приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. № 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" одной из целей профилактических осмотров является определение групп здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.

    В соответствии с пунктом 22 приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. № 514н на основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра определяет медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением № 3 к настоящему Порядку, и оформляет медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой по форме, предусмотренной приложением № 4 к настоящему Порядку (в отношении несовершеннолетних, занимающихся физической культурой).

    Согласно пункту 23 приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. № 514н копия карты осмотра выдается на руки несовершеннолетнему (его родителю или иному законному представителю), в том числе для последующего представления в образовательные организации.

    Таким образом, если в образовательной организации занятия физической культурой проводятся с разделением обучающихся на медицинские группы, то у каждого обучающегося ребенка должно быть медицинское заключение о его принадлежности к той или иной медицинской группе. Копия медосмотра и медицинского заключения должны быть на руках у обучающегося и(или) его законных представителей и предоставляться в образовательную организацию.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Имеют ли право учреждения дополнительного образования освобождать учащихся от уроков в общеобразовательных школах для участия в соревнованиях, концертах и других мероприятиях? Кто несёт ответственность за знания обучающихся по пропущенным темам? 

    В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций по совершенствованию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях (направлены письмом Минпросвещения России от 20 августа 2020 г. № 07-4977) уважительными причинами пропусков несовершеннолетними занятий в образовательных организациях признаются обстоятельства, объективно препятствующие посещению несовершеннолетними учебных занятий в образовательных организациях: состояние здоровья (при наличии подтверждающего документа из медицинской организации), семейные обстоятельства (при наличии заявления родителей [законных представителей] о необходимости пропусков учебных занятий ребенком и подтверждении обязательств о принятии ими мер по продолжению освоения несовершеннолетним образовательных программ в период его отсутствия в образовательной организации), участие в спортивных, массовых, оздоровительных и иных мероприятиях (при наличии документов, подтверждающих участие) и иные, установленные локальными нормативными актами образовательной организации.

    Таким образом, образовательная организация дополнительного образования обязана выдать документ, подтверждающий участие обучающегося в спортивных и иных мероприятиях, чтобы это было засчитано как уважительная причина пропуска занятий в общеобразовательной организации. Поскольку на данных организациях лежит обязанность выдать подтверждающий документ, следовательно, они имеют право привлекать обучающихся к участию в своих мероприятиях во время занятий в общеобразовательных школах.

    В соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 данных Методических рекомендаций образовательная организация должна обеспечить обучающемуся, пропустившему занятия, оказание педагогической помощи. Таким образом, содействовать обучающемуся в освоении образовательной программы по пропущенным темам должна общеобразовательная школа.

    При этом стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Таким образом, основная ответственность за освоение обучающимися образовательной программы лежит на их родителях.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Как организуется питьевой режим в школе?

    Согласно п. 2.6.6 СП 2.4.3648-20 питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости (бутилированной) промышленного производства, в том числе через установки с дозированным розливом воды или организуется посредством выдачи кипяченой питьевой воды. Вода, расфасованная в емкости и поставляемая в хозяйствующие субъекты, должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, проводится замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусмотрено сроком годности воды, установленным производителем. При использовании бутилированной воды хозяйствующий субъект должен быть обеспечена запасом чистой посуды (стеклянной, фаянсовой либо одноразовой), а также контейнерами для сбора использованной посуды одноразового применения.

    Согласно п. 2.6.2. СП 2.4.3648-20 вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

    Если заявитель полагает, что при организации образовательного процесса нарушаются данные правила, то следует обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в прокуратуру.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок" 

    Каким образом родитель обучающегося может в индивидуальном порядке проверить качество питания в школе?

    Согласно пункту 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся относится к компетенции образовательной организации.

    В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 МР 2.4.0180-20. 2.4. «Гигиена детей и подростков. Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 мая 2020 г. (далее – Методические рекомендации), решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся должно осуществляться при взаимодействии с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями.

    Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующего порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи, регламентируется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

    Организация родительского контроля может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей и участия в работе общешкольной комиссии.

    Указанные Методические рекомендации предназначены в том числе для родителей (законных представителей) детей.

    Кроме того, письмом Минпросвещения России от 26 ноября 2021 г. № АБ-2133/10 в регионы были направлены Методические рекомендации (Порядок) «Создание условий для участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания обучающихся в общеобразовательных организациях» (далее – Порядок).

    Согласно указанному Порядку, родитель (законный представитель) обучающегося, изъявивший желание участвовать в мониторинге питания, может:

    войти в состав комиссии по контролю за организацией питания;

    или согласовать разовое/периодическое участие в составе указанной комиссии по решению Управляющего совета или совета родителей (законных представителей) обучающихся;

    или согласовать индивидуальное посещение помещения для приема пищи по вопросу, относящемуся к питанию своего ребенка;

    в соответствии с временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» при каждом посещении в составе комиссии по контролю за организацией питания или при индивидуальном посещении соблюдать правила личной гигиены и другие мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекции, в соответствии с нормативными и методическими документами по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с требованиями территориального органа Роспотребнадзора в зависимости от эпидемиологической обстановки в регионе Российской Федерации в определенный период;

    применять при проведении мероприятий контроля за качеством питания в помещениях приема пищи санитарную одежду, сменную обувь (или бахилы) и медицинские средства индивидуальной защиты (маска, перчатки). Специальная одежда и средства индивидуальной защиты предоставляются образовательной организацией.

    Порядок согласован с Роспотребнадзором.

    Таким образом, не входя в состав комиссии по контролю за организацией питания, родитель (законный представитель) ребенка может индивидуально посещать помещение общеобразовательной организации для приема пищи по вопросу, относящемуся к питанию своего ребенка, в соответствии с указанным выше Порядком и локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    В соответствии со статьёй 79 ФЗ № 279 "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. В случае если родители отказываются от обучения по адаптированной программе, сохраняется ли статус ОВЗ, и может ли ребёнок питаться бесплатно?

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

    Согласно пункту 15 части 3, пункту 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

    Обучающимся предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

    Охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся (пункт 2 части 2 статьи 34, части 1 и 4 статьи 37, пункт 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании).

    В соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

    Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка. Из этого следует, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение двухразового горячего питания, так как часть 7 статьи 79 Закона об образовании является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2021 по делу N 8г-26779/2020).

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    -
    -
    Права педагогов. Можно ли школьнику делать и размещать видео- или аудиозаписи с участием педагогов без их разрешения?

    Школьникам и студентам запрещено делать и затем размещать видео- или аудиозаписи с участием педагогов без их разрешения.

    Это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, объяснила руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения Российской академии образования (РАО) Наталья Бондаренко. Данный вопрос регулируется п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, который предусматривает допустимость обнародования изображений любого гражданина только с его согласия.

    «Прекрасно понимаю, что смартфон для современных подростков стал важным каналом коммуникации, а привычка включать на нем камеру доведена практически до уровня рефлекса. Однако необходимо знать, что закон устанавливает ограничения на обнародование и использование изображений», — предупредила Бондаренко.

    Эксперт уточнила, что проведение видеосъемки без разрешения является неправомерным. Она подчеркнула, что существуют исключения: записывать видео или аудио можно в местах свободного посещения или на публичных мероприятиях.

    Бондаренко предупредила, что ответственность за нарушение может быть в том числе материальной, так как в соответствии с п. 3 ст. 152.1 ГК РФ гражданин вправе требовать удаления этого изображения, пресечения или запрещения дальнейшего его распространения, а также возмещения морального вреда, если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, распространено в сети Интернет.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    К какой услуге относятся олимпиады и каким НПА это регулируется?

    По смыслу части 2 статьи 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), пункта 2 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Минпросвещения России от 27.11.2020 № 678 (далее – Порядок ВОШ), пункта 2 Порядка проведения олимпиад школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.04.2014 № 267 (далее соответственно – Минобрнауки России, Порядок ОШ) всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников относятся к интеллектуальным конкурсам и направленны на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, на пропаганду научных знаний.

    Правила и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, определение участников олимпиады, их права и обязанности, а также правила подведения итогов и утверждения результатов олимпиады, образцы дипломов победителей и призеров олимпиады устанавливаются Порядком ВОШ.

    Правила проведения олимпиад школьников, установление критериев определения уровней олимпиад школьников, а также образцы дипломов победителей и призеров олимпиад определяются Порядком ОШ.

    В соответствии с частью 3 статьи 77 Закона об образовании Порядок ВОШ утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, – Минпросвещения России; Порядок ОШ утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, – Минобрнауки России.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Права педагогов. Допустим ли отказ педагогического работника от участия в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам?

    Согласно пункту 1 части 12 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации.

    Частью 9 статьи 47 Закона об образовании предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

    Согласно пункту 1 методических рекомендаций по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, содержащихся в письме Минпросвещения России от 04.02.2020 № ВБ-175/08 (далее – Методические рекомендации), педагогические работники образовательных организаций (далее – педагогические работники) привлекаются по решению уполномоченных органов исполнительной власти к участию в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) и среднего общего образования (далее – ГИА-11) по согласованию с работодателем.

    Пунктом 4 Методических рекомендаций установлено, что участие работников (в том числе педагогических) в проведении ГИА-9 и ГИА-11 без освобождения от основной работы на период их проведения (например, в дни недели, свободные для соответствующих педагогических работников от проведения учебных занятий по расписанию) осуществляется по договору возмездного оказания услуг, заключение которого регулируется в статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 779ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг (ст. 780 ГК РФ).

    В силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

    Пунктом 2 статьи 782ГК РФ установлено, что исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

    Из указанных нормативных положений гражданского законодательства следует, что случаи отказа педагогических работников от участия в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования при наличии уважительных причин, перечисленные в пункте 6 Методических рекомендаций, распространяются на педагогических работников, заключивших договор возмездного оказания услуг в соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций.

    Кроме того, письмо Минпросвещения России от 04.02.2020 № ВБ-175/08в силу пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, не является нормативным правовым актом, в связи с чем не содержит предписаний нормативно-правового характера.

    Также обращаем Ваше внимание на то, что на основании вышеприведенных норм образовательного законодательства размер и порядок выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, а также порядок (основания) их привлечения могут быть установлены соответствующим нормативным актом субъекта Российской Федерации.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Могут ли родители беспрепятственно проходить в школу?

    Перечень прав и обязанностей родителей, законных представителей несовершеннолетних в сфере образования установлен положениями статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании). Так, в силу прямого указания подпункта 2 пункта 4 статьи 44 44 Закона об образовании родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

    Напомним, что согласно пунктам 1 и 3 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией и имеет право самостоятельно разрабатывать и принимать правила внутреннего распорядка обучающихся и иные локальные нормативные акты, которые относятся в установленной сфере деятельности.

    При этом в силу подпункта 2 пункта 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Так, например, согласно подпункта 1 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

    Отметим, что ни Закон об образовании, ни иные нормативно-правовые акты не содержат прямой нормы, предоставляющей право беспрепятственного прохода родителей в здание образовательной организации. Не следует это и из положений статьи 64 Семейного кодекса РФ о законном представительстве родителей и других норм СК РФ.

    Вместе с тем родители не лишены возможности посещения образовательной организации при условии соблюдения ими правил внутреннего распорядка, утвержденных самой образовательной организацией, в том числе с учетом пропускного режима и установленного времени для общения с педагогами и руководством образовательной организации.

    В соответствии с пунктом 3.1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 апреля 2021 г. № 250н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" обязанность обеспечивать исполнение локальных нормативных актов общеобразовательной организации возложена на руководителя образовательной организации. Следовательно, контроль соблюдение норм внутреннего распорядка, регламентирующего проход родителей в образовательную организацию, осуществляет директор общеобразовательной школы и он вправе в соответствии с нормами внутреннего распорядка разрешить или ограничить проход в школу родителей.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    До которого часа родители должны забирать детей из образовательной организации?

    Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании)).

    К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.

    Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

    Статьей 30 Закона об образовании установлено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

    При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

    Таким образом, указанный в обращении вопрос находится в рамках компетенции образовательной организации и регулируется ее локальными актами.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Права педагога. Как учителю отстоять право на справедливое оценивание ребенка?

    1. Что говорят законы?
    Система оценивания — дело школы, каждая школа имеет право и даже обязана разработать свое Положение об отметках (локальный нормативный акт). В этом положении можно написать то, что подходит именно вашей школе — главное, чтобы эта система была понятна родителям и устраивала учителей. Правила оценивания нужно обязательно довести до родителей.

    2. Какие практические меры помогут учителю?
    Лучшая защита от претензий родителей и администрации — строгое следование принятым договоренностям и Положению об отметках. Если записано, что в течение четверти или триместра ребенок должен получить не меньше стольких-то отметок, то их надо в самом деле выставлять. Если решено, что о возможных двойках необходимо предупреждать родителей письменно за столько-то дней до конца четверти, то надо предупредить.

    Копии письменных работ потенциальных «двоечников» должны храниться у учителя, чтобы он мог объяснить плохую оценку. И, наконец, не надо забывать о проверке уровня знаний учащегося комиссией — это часто отрезвляет родителей.

    3. Расхождение с оценками из электронного журнала
    Обвинения учителя в том, что выставленная им оценка за четверть или за год не соответствует той, которую «предлагает» поставить электронный журнал, неправомерны. В журнале можно заранее запланировать «ценность» разных отметок, и так попытаться приблизить свои оценки к высчитываемым автоматически. Если не получается, настаивайте на своем праве выставлять их самостоятельно.
     

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Является ли обоснованным повсеместное введение электронных карт, дневников в школах, электронных сертификатов на кружках и секциях?
     

    С недавних пор в общеобразовательных организациях различных субъектов Российской Федерации стали вводиться электронные карты учащихся. Карты имеют различные названия, обслуживаются разными операторами, но суть их одна: безналичная оплата обедов в школьных столовых и проход ребенка в здание школы.

    Электронная карта является средством безналичной оплаты, избавляющее родителей от необходимости давать ребёнку карманные деньги и переживать, как бы он не потерял их или не потратил на нездоровую пищу. Электронные карты дают возможность родителям узнать о том, какое именно школьное питание получил ребенок, позволяют контролировать расходы ребенка, устанавливать ежедневный лимит этих расходов. Информация о текущем состоянии лицевого счета электронной карты позволяет родителям своевременно его пополнять, указанные средства хранятся на лицевом счёте в виде баллов.

    Благодаря карте родители всегда в курсе, во сколько ребенок пришел в школу и ушел из школы, как и на что он потратил деньги.

    Таким образом, введение электронных карт позволяет следить за посещаемостью ребёнка и за его питанием, а также будет способствовать повышению уровня безопасности в образовательных организациях, ведь без карты турникет не пройти. Кроме того, в зависимости от региона, электронная карта дает возможность на льготный проезд в общественном транспорте, бесплатное посещение музеев и галерей.

    В случае если карта была утеряна или украдена, то за новой необходимо обратиться в образовательную организацию. Смена лицевого счета в данном случае не нужна, а все средства по умолчанию будут сохранены. После того, как новую электронную карту активируют, учащийся может продолжать ею пользоваться сразу же.

    Отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон).

    В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

    Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.

    Организация питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

    Таким образом, если организация питания обучающихся общеобразовательных организаций включена в реестр государственных или муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, то введение электронных карт учащихся для оплаты питания в школьной столовой является обоснованным.

    Для сведения. Услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости предоставляется исключительно в электронной форме, так как включена в перечень услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 729-р (пункт 4).

    Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей утверждена приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467 (зарегистрировано Минюстом России 06.12.2019 № 56722). Целевая модель является обязательной для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе и для дошкольных образовательных организаций.

    Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает региональный навигатор, а также персонифицированный учет детей и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей (далее – ПФДО), реализуемые посредством предоставления детям сертификатов, используемых детьми для получения дополнительного образования у исполнителей образовательных услуг (пункт 4.2 Целевой модели).

    Сертификат дополнительного образования в рамках ПФДО представляет собой электронную реестровую запись о включении ребенка в систему ПФДО, то есть идентификационный номер, подтверждающий право ребенка на получение дополнительного образования в порядке и на условиях, определяемых правовыми актами органов местного самоуправления.

    В основе системы ПФДО лежат следующие принципы:

    равный и свободный доступ детей к получению сертификата дополнительного образования;

    свобода выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации;

    право ребенка в любой момент записаться на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу независимо от статуса сертификата дополнительного образования;

    информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификата дополнительного образования, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, и иных параметрах функционирования системы ПФДО;

    равный доступ исполнителей образовательных услуг независимо от организационно-правовой формы к системе ПФДО;

    принцип именной принадлежности сертификата дополнительного образования;

    принцип персональной закрепленности средств за получателем сертификата дополнительного образования с номиналом.

    Номинал сертификата определяется уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Механизм финансирования для различных дополнительных общеобразовательных программ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют самостоятельно.

    При зачислении на обучение по дополнительной общеобразовательной программе обязательно использование сертификата. В случае если у ребенка при подаче заявления на обучение отсутствует сертификат, рекомендуется одновременно с обработкой заявления на обучение по дополнительной общеобразовательной программе сформировать соответствующую запись в реестре сертификатов (пункт 2.1.1 раздела II Методических рекомендаций по внедрению системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (письмо Минпросвещения России от 29.12.2022 № АБ-3915/06)).

    Таким образом, регистрация в региональном навигаторе необходима, прежде всего, для корректного учета детей, охваченных услугами дополнительного образования, и грамотного планирования объемов бюджетных средств на организацию предоставления указанных услуг в целях повышения доступности дополнительного образования детей.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Права педагогов. Сохраняются ли установленные квалификационные категории на новом месте работы?

    При переходе педагогических работников в другую обра зовательную организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до оконча ния срока их действия.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    У ученика 8 класса в четвертях стоят следующие оценки: 1)3; 2)4; 3)4; 4)3. Какую оценку следует ставить при спорном среднем арифметическом?

    Данный вопрос не регулируется законодательством. Обычно правила выставления оценок устанавливаются собственными актами школы. На сайте школы в разделе «документы» должен быть акт, например, «Положение о системе оценок» или «Положение о выставлении текущих и итоговых оценок» (может называться по-разному). В этом документе описывается порядок того, как выставляются годовые оценки, в том числе, в спорных случаях.
    Если у школы подобный акт отсутствует, то решение о наиболее подходящей оценке остается за учителем (как часть его свободы выбора методов обучения и пр., п. 2 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании).

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Права педагога. Учитель имеет право отказаться от сбора денег.

    Педагог не имеет права требовать, просить, собирать, получать от родителей или учащихся никаких денег! Этот запрет распространяется на всю Россию, нет никаких региональных или местных исключений.

    Любой недоброжелатель, узнавший о том, что учитель собирал деньги, может сообщить в орган управления образованием о нарушении ФЗ «Об образовании в РФ» или в прокуратуру — о вымогательстве или мошенничестве. Доказать свою невиновность, как правило, бывает очень сложно.

    Как же быть учителю, которому из-за существующей системы финансирования образования приходится обращаться к родителям? Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

    Учебники, пособия, рабочие тетради и прочее, в том числе не вошедшие в Федеральный список, но необходимые для ведения уроков. У школы на них денег нет. На родительском собрании педагог предлагает родителям варианты: он выложит нужное пособие в электронном виде; библиотека выдаст старые, потрепанные экземпляры пособий; материалы из нужного пособия будут распечатываться к каждому уроку (тогда родителям придется обеспечить школу бумагой); родители самостоятельно приобретают необходимые пособия.

    Приобретение оборудования, наглядных пособий, мелкий ремонт. Ни учитель-предметник, ни классный руководитель этим заниматься не должны по определению. Это дело директора, завуча, завхоза. Они знают, что просить на это деньги у родителей не имеют права, но могут принимать спонсорские пожертвования. Вы можете только обратиться к родителям с просьбой о поиске спонсоров.

    Всеми родительскими деньгами, собранными на классные/общешкольные нужды, имеет право распоряжаться только родительский комитет класса или школы. Учителя вообще не должны присутствовать при обсуждении финансовых вопросов.

    Оплата питания в школьной столовой должна быть организована так, чтобы родители оплачивали питание без педагогов-посредников.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Каким образом школа должна организовать ведение электронного дневника школьника и электронного журнала, если родитель не давал согласия на обработку персональных данных?

    В соответствии с пунктом 6 протокола заседания рабочей группы «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства от 22 июля 2020 года рабочая группа по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, Минкомсвязь России, Минпросвещения России и Роскомнадзор подготовили методические рекомендации для общеобразовательных организаций по вопросам обработки персональных данных (см. Письмо Минкомсвязи России от 28.08.2020 N ЛБ-С-074-24059 «О методических рекомендациях»).

    Цель указанных методических рекомендаций – оказание методической поддержки администрациям общеобразовательных организаций по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных несовершеннолетних, их родителей (законных представителях) и работников общеобразовательной организации. Методические рекомендации подготовлены для общеобразовательных организаций, но могут быть использованы при организации обработки персональных данных несовершеннолетних в иных образовательных, медицинских, социальных и иных организациях.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в вышеуказанном Письме Минкомсвязи России от 28.08.2020 № ЛБ-С-074-24059, положениями 2 - 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) предусмотрены 10 случаев, при наступлении которых обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных:

    1. обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

    2. обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;

    3. обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);

    4. обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

    5. обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

    6. обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

    7. обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

    8. обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

    9. обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

    10. осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (утратил силу с 01.03.2021 г. – Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ);

    11. осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

    Таким образом, согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных, если организация осуществляет деятельность в целях реализации федерального законодательства, то согласие на обработку персональных данных обучающихся не требуется, в частности образовательные организации, осуществляя в качестве оператора персональных данных обработку персональных данных обучающихся в целях организации образовательного процесса и представляя информацию о текущей успеваемости учащегося, осуществляя ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости, оказывает государственную услугу в соответствии с пунктом 8 приложения № 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р, не обязаны получать согласия обучающихся и их законных представителей.

    При этом следует обратить внимание, что в случае, если ранее организация получила согласие на обработку персональных данных в рамках оказания государственной услуги, то уничтожение данного согласия не требуется, а в случае, если законные представители несовершеннолетнего отозвали ранее данное согласие на обработку персональных данных в рамках оказания данной государственной услуги, то организация может продолжить обработку персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством в сфере образования.

    Иные персональные данные обучающегося, не связанные с образовательным процессом, общеобразовательная организация может получить только с письменного согласия одного из родителей (законного представителя), в том числе к таким данным относятся документы, содержащие сведения, необходимые для предоставления обучающемуся гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством, например, документы о составе семьи и ее социально-экономическом положении.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Предусмотрена ли законом об образовании такая мера дисциплинарного взыскания как отстранение от занятий?

    За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность (часть 4 статьи 43 Закона об образовании).

    Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

    Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

    Таким образом, Законом об образовании не предусматривается отстранение от занятий как мера дисциплинарного взыскания

    Дополнительно сообщаем, что правила применения к обучающимся и снятия с обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, мер дисциплинарного взыскания определены Порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Имеет ли администрация школы право запретить детям бегать на переменах?

    В соответствии Письмом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 08-2228 "О направлении методических рекомендаций" важным документом, регулирующим деятельность образовательной организации, являются правила поведения (внутреннего трудового распорядка) для обучающихся и работников, которые разрабатываются с учётом мнения представителей всех участников образовательных отношений.

    В данном Письме № 08-2228 указано, что правила поведения для обучающихся целесообразно предварительно обсудить в классах (группах) в начальной, средней и старшей школе.
    При разработке правил внутреннего трудового распорядка для работников образовательной организации следует указывать нормы педагогической и трудовой этики и меры, которые будут предприняты руководством образовательной организации в отношении работников, допускающих несчастные случаи с обучающимися. Правила должны определять действия работников в случае, когда они узнают о несчастном случае с обучающимся во время образовательной деятельности.

    В Письме № 08-2228 также закрепляется ответственность сотрудников образовательной организации за реализацию правил поведения в обучающихся и работников. Безопасность пребывания обучающихся в образовательной организации зависит от слаженности и четкости работы всех подразделений и служб, выполнения педагогическими работниками и обслуживающим персоналом требований, действующих в образовательной организации, что должно быть зафиксировано в должностных обязанностях работников организации.

    С этой целью за каждым сотрудником, в зависимости от его компетенций и полномочий, в должностных инструкциях, либо в отдельных нормативных актах (приказ, распоряжение, регламент), могут закрепляться функции и возможные действия по профилактике травматизма и реагированию на его случаи.

    Таким образом, руководством общеобразовательной организации может быть принято Положение о правилах поведения участников образовательного процесса в образовательной организации, то есть работников и обучающихся. В данном локальном акте может быть закреплен запрет на определенные действия обучающихся, которые могут привести к травматизму. Контроль и ответственность за соблюдение требований данного локального акта несет администрация общеобразовательной организации, прежде всего ее директор.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Существуют ли меры наказания в отношении родителей, которые приводят заболевших детей в сад/школу?

    В соответствии с пунктом 2.9.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"", лица с признаками инфекционных заболеваний в объекты не допускаются. При выявлении лиц с признаками инфекционных заболеваний во время их нахождения на объекте хозяйствующим субъектом должны быть приняты меры по ограничению или исключению их контакта с иными лицами посредством размещения в помещения для оказания медицинской помощи или иные помещения, кроме вспомогательных, до приезда законных представителей (родителей или опекунов), до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой помощи. Далее согласно пункту 2.9.4 после перенесенного заболевания дети допускаются к посещению при наличии медицинского заключения (медицинской справки).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Защита родителями прав детей осуществляется и в сфере охраны их здоровья, в том числе и соблюдении предписаний лечащего врача.

    Согласно пункту 1 статьи 65 Семейного кодекса РФ родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. В частности, согласно статье 5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

    Таким образом, определенные меры наказания в отношении родителей, недобросовестно выполняющих свои обязанности по защите прав детей, уже содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

    Источник: Образовательный портал "Единый урок"

    Не нашли ответ на свой вопрос?

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie